Уведомление о простое - новости!
Коллеги, у нас на этой неделе вебинар по ответам на вопросы по пенсионному законодательству. Кто был на первом вебинаре — для того льготная цена по этой ссылке: Вебинар Кто не был, для того обычная стоимость: Вебинар И, конечно, всегда можно приобрести запись первого вебинара: Вебинар и прийти на второй вебинар уже по льготной ссылке. Мне бы хотелось что-нибудь интересное по пенсионным вопросам написать, но я в этом ничего не понимаю, поэтому напишу о другом интересном вопросе, с которым мы недавно разбирались с клиентом.

А именно, по поводу предоставления уведомления о простое в службу занятости. Ведь не всегда простой — это прямо, что вся компания или всё производство встало, иногда это просто один человек, у которого оборудование сломалось, например.
Что касается уведомления службы занятости, ранее работодатель был обязан уведомить службу занятости о простое, если тот был связан с приостановкой производства.
При этом, как разъяснял Роструд в письме № 395-6-1 от 19.03.2012 г., речь шла о приостановке производства в целом, а не отдельных подразделений или оборудования. Это нужно было сделать в течение 3х рабочих дней после принятия решения об объявлении простоя (ст. 25 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991 г.).

Однако, всё меняется, в том числе и законодательство о занятости. Вступает в силу Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 12.12.2023 г. № 565-ФЗ, отменяя постепенно старый закон.
И вот, у клиента возник вопрос — а как сейчас обстоят дела с простоем и уведомлением службы занятости? В частности, отчет в службу занятости по введению простоя направляем при любом простое или только при простое производства или всей организации, как раньше? То есть, если один человек в простое — уже надо отчет?
Давайте разбираться... Определение понятия простоя раскрывается в ст. 72.2 ТК РФ как временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. При этом, в ст.ст. 157, 216.1 ТК РФ законодатель устанавливает порядок для оплаты времени простоя. Однако, кроме этого, в Трудовом Кодексе РФ вопросы объявления, прекращения или оформления простоя не урегулированы. Лишь в ч. 4 ст. 157 ТК РФ упомянуто об обязанности работника сообщать о начале простоя непосредственному руководителю. Исходя из чего, будем опираться на судебную практику.

Суды акцентируют внимание, что простой — это временная мера, связанная с объективными причинами, которые делают невозможным продолжение соответствующей трудовой функции работником. Бессрочный простой объявить нельзя (Определение Пятого КСОЮ от 24.01.2023 г. № 8Г-9518/2022).

Вместе с тем какие-либо временные рамки законодательно не установлены (Определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26.11.2020 г. № 33-17697/2020). Следовательно, можем предположить, что простой может быть длительными или недолгим, например, день или несколько часов, ведь ограничений нет.

Нет исключений и по категориям работников, к которым объявление простоя не применяется, поскольку объявление простоя, в любом случае, является экстренной мерой (Определение Свердловского облсуда от 16.01.2021 г. № 33-2527/2021). При этом суды отмечают, что простой может быть объявлен как в отношении одного работника, так и в отношении структурного подразделения или в целом по организации (Определение Третьего КСОЮ от 11.01.2023 г. № 8Г-22913/2022). Значит, объявить простой в отношении одного работника не будет нарушением закона.

Итак, предварительно, можем сделать вывод, что объявление простоя относится к компетенции работодателя и является его правом. Однако, простой – это мера экстренная и временная. Простой может быть вызван только объективными причинами, которые при этом исключают возможность работника выполнять свою трудовую функцию. И как мы понимаем подтверждение факта наличия причин и их объективность должен будет предоставить работодатель, как сильная сторона правоотношений. То есть, по мнению судей, на работодателе лежит обязанность обоснования объективности обстоятельств, которые вызвали приостановление деятельности. В ином случае решение работодателя об объявлении простоя может быть признано незаконным.

Помимо этого на работодателе лежит обязанность уведомить службу занятости о начале простоя. Это следует из ч. 5 ст. 53 Федерального закона от 12.12.2023 г. № 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации". Напомним, что положения ст. 53 Закона № 565-ФЗ вступили в силу с 1 января 2024 года и регламентируют необходимость предоставления в службу занятости сведений как о введении, так и об изменении или отмене времени простоя. И сделать это нужно в течение трёх рабочих дней после принятия соответствующего решения посредством размещения информации на единой цифровой платформе или на иных информационных ресурсах, на которых может размещаться такая информация.

В связи с чем Минтруд подготовил проект приказа (от 09.01.2024 г.) об утверждении новых форм предоставления работодателями обязательной информации в государственную службу занятости. До принятия нормативного правового акта Минтруда России, утверждающего формы предоставления информации, отчеты предоставляются в соответствии с макетами, размещенными на Единой цифровой платформе "Работа в России" (см. письмо от 08.02.2024 г. № 16-3/ООГ-203).

Отметим, что по мнению Минтруда России необходимость предоставления работодателем сведений о приостановке работы в центр занятости населения не зависит от количества работников, приостановивших работу (см. письмо от 28.04.2022 г. № 14-6/ООГ-2853). За непредставление (или несвоевременное представление) информации о приостановке производства (работы) в ЦЗН работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц — от трехсот до пятиста рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей (письмо Минтруда России от 01.06.2022 г. № 14-4/10/В-7208).

Таким образом, с учетом позиции Минтруда РФ и судебной практики, полагаем, что обязанность работодателя предоставлять информацию о простое презюмируется. И поскольку простой может быть объявлен в отношении одного работника, то предоставление отчета по одному работнику несет наименьшие риски для работодателя с точки зрения административной ответственности. Но при этом, с целью минимизации риска признания решения работодателя о введении простоя неправомерными, предлагаем убедиться в наличии объективных причин и что простой носит временный характер, а также документально-правового обеспечения.

Читать другие статьи на тему трудовых отношений

Нажимайте на кнопку и читайте еще больше статей на тему трудовых отношений