Воинский учет
Хотела рассказать о некоторых методических вопросах, которые возникают у меня с клиентами, когда восстанавливаем воинский учет, и о том, как мы их пытаемся решить.
1. Во-первых, клиентов волнует, какие есть этапы восстановления воинского учета.
На мой взгляд, этапа два:
  1. оформить общие документы (приказы, образцы документов, журналы, проработка алгоритма для данной компании) и встать на учет в военкомат
  2. оформить документы по работникам (сбор данных для карточек по форме 10, оформление формы 18, оформление карточек по форме 10)
2. Во-вторых, на мой взгляд, эти этапы нужно делать параллельно.
Вот как мы сейчас делали с клиентом: пока мы делали все общие документы — кадровый работник просил работников принести военные билеты и копировал их, а также собирал дополнительные данные, которых нет в карточке Т-2. "А почему параллельно?" — спросите вы. Ведь карточки по форме 10 при постановке на учет не спросят, можно и потом, не торопясь собрать военные билеты и заполнить карточки, когда компания уже стоит на учете в военкомате. А вот и нет — без формы 18 вас на учет не поставят, а в форме 18 мы ведь должны написать количество солдат, офицеров, призывников. А как же мы их без военных билетов посчитаем? Вот и получается, что надо делать оба этапа параллельно...
3. Какие нам данные нужны для того, чтобы определиться, по каким работникам мы вообще будем вести учет, то есть по кому форму 18 (ну и далее, конечно, формы 10) заполнять будем?
На мой взгляд, следующие: ФИО (это понятно, по каждому работнику надо решить), пол, специальность (у мужчин всех подозреваем военнообязанность, у женщин — по некоторым специальностям), дату рождения (если по возрасту уже не военнообязанный, зачем нам вести учет по нему), состав (солдат/офицер — это для формы 18 нужно знать), должность (ведь в форме 18 надо указать специалист, рабочий и т.д.), категория годности (в форме 18 нужно выделить категории), наличие моб. предписания. И по итогам всей этой таблицы уже можно будет посчитать и военнообязанных в запасе, и солдат, и офицеров, и специалистов, и руководителей и т.д. и заполнить наконец-то форму 18!
4. Хорошо, выявили военнообязанных с клиентом, но часть из них оказалось уже не того возраста — то есть уже должны быть сняты с воинского учета, а они в военкомат не ходили! И с учета не снимались! И здесь нам надо принять методическое решение...
Я полагаю, что нет смысла вести по ним воинский учет, хотя формально отметки о снятии с учета мы не видим. Поэтому мы решили выдать им уведомления о том, что они должны идти в военкомат и сниматься с учета (под роспись), чтобы была видна наша работа с этой категорией работников))
5. Далее, надо решить, а карточки по форме 10 мы в Ворде будем оформлять или в программе 1С (есть ли у нас в программе этот блок? можем ли его подключить?).
И как только начинаем форму заполнять, сразу видим, что не все нужные данные у нас есть в кадровом делопроизводстве (например, данные о водительском удостоверении, о составе семьи, о знании иностранных языков — нам в КДП не нужны и никто нас за их отсутствие не штрафует), а вот в форме 10 они есть, и пока не ясно, не будут ли за их отсутствие наказывать? Поэтому, мы с клиентом решили на всякий случай запросить эти данные у работников — не захотят предоставлять, будем фиксировать отказ. Опять же, чтобы снять с компании ответственность...
6. Бывает так, что мы воинский учет в компании восстанавливаем, просим всех работников принести военные билеты, а какой-то работник военный билет не приносит. Иногда просто отказывается, а иногда "забыл", "скоро принесу", "пока не нашел" и т.д. Что делать в таких случаях?
Я предлагаю запрашивать военный билет в письменной форме, под роспись. А еще мы с клиентами даже приказ составляем — что все обязаны предоставить военный билет в связи с началом ведения в компании воинского учета и работников знакомим под роспись. Ведь в случае претензий военкомата, нам надо показать, что мы работу проводили, а не оставались равнодушными к такому нарушению со стороны работника...
7. Часто работники говорят: "Да все нормально, военный билет у меня есть, будет время — найду". Но сколько нам ждать, ведь нам надо побыстрее восстановить воинский учет ))
Верить работнику "на слово", что у него с военным билетом "все в порядке" мы не должны и можем подозревать, что он вообще на воинском учете не состоит и никакого документа у него нет. Поэтому мы выдаем работнику направление в военкомат (под роспись), чтобы он вставал на воинский учет и получал военный билет. Отвести его в военкомат или заставить найти свой военный билет мы не в силах )) итак, направление выдали — работа проведена ))
8. Но вот момент — а что нам тогда указывать в форме 18 (которую мы оформляем для того, чтобы встать на учет) в этом случае? Засчитывать его в число военнообязанных? А в какой состав — солдаты или офицеры?
К сожалению, в законе это момент не описан. Поэтому мы с клиентами решили, что если работник хотя бы устно сообщает: "да, военный билет был, солдатом числюсь", то мы оставляем акт о том, что работник эту информацию заявил устно, и включаем его в число военнообязанных при подсчете данных для формы 18. Карточку по форме 10 тоже оформляем, конечно, просто данных в ней не будет по воинскому учету... Но у нас ведь будет подтверждение, что мы работали над всей этой ситуацией — акты составляли, направление выдавали. А наказать мы работника никак в этом случае не сможем, даже выговор, на мой взгляд, будет незаконным. Ведь здесь нет невыполнения трудовых функций или нарушения дисциплины?
9. Еще с одним моментом постоянно мучаемся с клиентом. Работник приносит военный билет, там указан военкомат, в котором он состоит на учете. А он оказывается давно переехал и зарегистрирован в другом городе (районе, улице и т.д.) и должен был пойти встать на учет в другом военкомате, но этого не сделал. Опять вопрос — что делать? ))
Получается у него изменились данные (о регистрации), но он свою обязанность не исполнил, в военкомат не сообщил! Полагаю, что в этом случае наша обязанность выдать ему листок сообщений (он расписывается на корешке) и предложить ему пойти в военкомат, сообщить о своих изменениях и встать на учет в военкомате по месту жительства. А мы в свою очередь должны отправить сообщение об изменении по утверждённой форме (штрафы за несообщение сведений обсудим на вебинаре!). И это все тоже стоит прописать в своем алгоритме по ведению воинского учета, ведь ситуация довольно часто встречается (и мы здесь еще не затронули более сложные ситуации — когда он живет не по месту регистрации, когда вообще никакой регистрации нет и т.д.)
10. Еще важный момент, который нужно решить методически — будет ли у вас в компании стенд по воинскому учету?
Отлично, если руководство согласно и выдало вам стенд для наполнения )) Но в настоящее время довольно редко вижу у клиентов стенды.... и штрафов за их отсутствие не встречаю. Поэтому чаше с клиентами ограничиваемся папкой для военнообязанных (с нормативными актами касательно воинской обязанности и воинского учета — на вебинаре обсудим какие акты)). А чтобы доказать, что работники при приеме с этой папкой знакомятся, мы соответственно должны получить их роспись. Кстати, на выездных проверках военкомата, встречала, что военкоматы про такие подписи спрашивают.

Читать другие статьи на тему трудовых отношений

Нажимайте на кнопку и читайте еще больше статей на тему трудовых отношений