Вопросы по ЭДО
Вопросов по электронному документообороту остаётся много.... Вот например, такой вопрос:
Можно ли хранить кадровые документы в электронном виде, если в организации не введен электронный документооборот в сфере трудовых отношений?
Создание, подписание, использование и хранение кадровых документов в электронном виде без дублирования их на бумажном носителе допускается, только если у работодателя в установленном порядке введен электронный документооборот в сфере трудовых отношений (далее – ЭДО) (ч. 1 ст. 22.1 ТК РФ, см. также, например: Письмо Минтруда России от 20.01.2023 г. N 14-6/ООГ-296, Письмо Минтруда России от 01.02.2023 г. N 14-6/ООГ-728).

Сканированные документы — это электронные образы бумажных документов, которые являются не официальными документами, а просто копиями, даже если распечатать их и заверить подписью руководителя организации и печатью (при наличии).

Электронный образ документа не заменяет собой бумажный оригинал документа и не включается в Перечни электронных документов (п. 2.6 Рекомендаций, утв. Приказом Росархива от 29.04.2011 г. N 32).
Сканы документов не имеют юридической силы, поскольку не могут быть признаны документами в электронном виде ввиду следующего:
  • электронным документом может быть только документ, который изначально был создан в электронной форме и подписан электронной подписью в установленном законодательством порядке (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ, ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ, ч. 1 ст. 22.2, ч. 1-7 ст. 22.3 ТК РФ, Письмо Минтруда России от 18.02.2022 г. N 14-2/ООГ-1041), при этом такой документ не должен быть предварительно документирован на бумажном носителе (абз. 5 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 57);
  • к электронному кадровому документу устанавливаются дополнительные требования в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью (ч. 3 ст. 6, п. 11 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ, ч.1 и ч. 4 – ч. 8 ст. 22.1, ст. 22.2 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 01.07.2022 г. N 1192, Приказ Минтруда России от 20.09.2022 г. N 578н), которые в случае сканирования документов и хранения файлов этих сканов не соблюдаются;
  • многие кадровые документы в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами должны содержать личную подпись работника и работодателя, при этом подпись на документе включает: наименование должности лица, подписывающего документ, его собственноручную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия), отметка же об электронной подписи используется при визуализации электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с действующим законодательством (п. 4.22 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов").
Таким образом
Без введения в организации ЭДО в установленном законодательством порядке создание электронных кадровых документов при отсутствии подлинников в бумажном виде действующим законодательством не допускается. Кроме того, в некоторых случаях и вовсе не допускается создание кадровых документов в электронном виде, даже если введен ЭДО (ч. 3 ст. 22.1 ТК РФ, Письмо Минтруда России от 12.01.2023 г. N 14-6/ООГ-97, Письмо Минтруда России от 30.05.2022 г. N 15-2/В-1677).

Если в исключительных ситуациях (катастрофа, наводнение, землетрясение, эпидемия и другие исключительные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части) для документирования фактов, связанных с работой, использовались электронные образы документов без введения ЭДО, то после окончания указанных исключительных ситуаций работодатель обязан обеспечить наличие кадровых документов на бумажном носителе (ч. 13 ст. 22.3 ТК РФ, Письмо Минтруда России от 21.02.2023 г. N 14-6/ООГ-1102, см. также, например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2022 г. N Ф05-10627/2022 по делу N А40-147107/2021, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.11.2020 г. N Ф07-10089/2020 по делу N А56-46180/2019).
Также следует учесть
Что кадровые документы зачастую являются первичными учётными документами бухгалтерского учета (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ), и если такие документы должны быть составлены на бумажном носителе, то перевод документов бухгалтерского учета, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения не допускается (п. 24 ФСБУ 27/2021, утв. Приказом Минфина России от 16.04.2021 г. N 62н).

Обязанность по хранению документов организациями установлена ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 г. N 125-ФЗ, ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ, ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ, пп. 8 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, ст. 29 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ и иными законами и нормативными правовыми актами. Электронные документы могут составлять архив организации, если они были изначально созданы в электронном виде в соответствии с порядком осуществления в организации ЭДО (ч. 14 ст. 22.3 ТК РФ).
Таким образом
сли в организации существует электронный кадровый архив из сканированных документов, и при этом не введен ЭДО в сфере трудовых отношений, необходимо хранить подлинники кадровых документов в бумажном виде, а уничтожение бумажных оригиналов в любом случае возможно только после истечения нормативных сроков их хранения. За неправильное хранение кадровых документов установлена административная ответственность (ст. 13.20, ст. 15.11 КоАП РФ).
Контролирующие органы (например, ст. 357 ТК РФ, ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1, Распоряжение Правительства 358 р от 21.03.1994 г.) и суды (например, ч. 2 ст. 71 ГПК РФ) всегда могут затребовать оригиналы документов, и придется предоставлять бумажные оригиналы с «живыми» подписями работников.
Поэтому если в организации не введен ЭДО, хранение кадровых документов в сканированном виде при отсутствии подлинников этих документов в бумажном виде приводит к существенным сложностям при возникновении необходимости изготовления оригиналов этих документов для представления доказательств, а также влечет риски решения споров не в пользу организации и риски привлечения к ответственности по различным основаниям ввиду невозможности определить достоверность документов, удостоверяющих юридические факты (например, Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.12.2022 г. N 88-10853/2022, 2-213/2022, Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2023 г. N 88-2585/2023).

Читать другие статьи на тему трудовых отношений

Нажимайте на кнопку и читайте еще больше статей на тему трудовых отношений