Вопрос по охране труда
Сегодня отвечаем на вопрос клиента.
Вопрос: С работником был несчастный случай на производстве. Ему установили утрату трудоспособности 30%, инвалидности не было, какие-либо выплаты в связи с частичной потерей трудоспособности ему не платились, просто получал зарплату. Потом вышел на пенсию, льготная пенсия по вредности. Сейчас хочет получить какие-то выплаты в связи с утратой трудоспособности. Проходит медицинское освидетельствование, чтобы подтвердить, что по-прежнему есть потеря трудоспособности 30% и надеется получить выплаты за это. Непонятно, полагается ли ему что-то от государства по этому поводу. И еще вопрос — если положено, то для этого надо работать или можно не работать, продолжать на пенсии быть?
Ответ: Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее — Закон № 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора. При этом, как следует из ч. 1 ст. 184 ТК РФ при повреждении здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве ему возмещаются:
  • его утраченный заработок (доход);
  • дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Виды страхового обеспечения в случае утраты трудоспособности застрахованного лица установлены в ст. 8 Закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ.
  1. Пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка (ст. 9 Закона 125-ФЗ).
  2. Единовременная страховая выплата, размер которой определяется на момент обращения застрахованного в СФР РФ за выплатами в соответствии с установленной впервые степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (ст. 11 Закона N 125-ФЗ).
  3. Ежемесячная страховая выплата, размер которой определяется как доля среднего месячного заработка работника, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности (ст. 12 Закона № 125-ФЗ).
  4. Оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного, при наличии прямых последствий страхового случая.
При совокупном анализе указанных норм, полагаем, что речь идет о возмещении утраченного заработка. Следовательно, для получения страховых выплат в соответствии со степенью утраты трудоспособности, по-нашему мнению, необходимо состоять в трудовых отношениях. Полагаем, что работник должен обратиться непосредственно в СФР для решения вопроса по выплатам, работодатель в этом процессе участия не принимает. В случае, если работник не будет согласен с решение СФР он будет вправе обратиться по этому вопросу в суд.

Читать другие статьи на тему трудовых отношений

Нажимайте на кнопку и читайте еще больше статей на тему трудовых отношений