Первые девять шагов в должности руководителя
Возможно, место вашего шефа освободилось, и вы стали во главе бывших коллег. Или ваш отдел расширился, и шеф назначил вас руководителем группы. В любом случае вы стали менеджером там, где вас знают как исполнителя.
Ваши бывшие коллеги, которые были с вами одного статуса, теперь подчиненные. А руководители других подразделений теперь на равных.


Со всеми этими людьми – подчиненными и коллегами – вам нужно наладить отношения уже будучи в вашей новой роли. Чтобы помочь вам на этом пути, приведу алгоритм поведения руководителя в коллективе, который был разработан психологом М.Е. Литваком и опробован на практике мною и моими коллегами.

Пообщайтесь с новыми коллегами

Формирование равноправных отношений с равными по статусу – важная задача. Познакомьтесь и побеседуйте с каждым из начальников отделов, с которыми вам предстоит работать, в первую же неделю. Постарайтесь вести себя с ними на равных. Если для них это приемлемо, можно перейти на «ты».

Установите дистанцию с подчиненными

Эти люди – ваши бывшие коллеги, возможно, друзья, с которыми вы вместе обедали, обсуждали жизнь. Но теперь необходимо установить дистанцию. На мой взгляд, от совместных обедов и разговоров о жизни придется отказаться. Ищите друзей среди равных, ходите обедать с ними. Бывшие коллеги могут на вас обидеться? Конечно, могут. Но умные поймут. Как установить дистанцию?

Например, перейти на Вы и называть подчиненных по имени-отчеству. Если подчиненные настаивают, чтобы их назвали по имени, пойдите им навстречу, но используйте полное имя и оставьте обращение на Вы. Сравните: «Маша, сделай, пожалуйста, отчет». Или: «Мария, предоставьте, пожалуйста, отчет к 17 часам». Что больше дисциплинирует?

Определите план на переходный период

Во-первых, необходимо провести совещание, посвященное вашему назначению, даже если вышестоящий руководитель объявил об этом вашим подчиненным. Необходимо собрать работников и рассказать о том, как вы теперь будете работать. Это снимет тревогу.

На мой взгляд, следует сказать, что вы собираетесь осмотреться как руководитель и что ближайшие 1-2 недели все будут работать, как и прежде, а потом вы наметите долгосрочный план. Это позволит работникам привыкнуть к вам
в качестве начальника и даст шанс показать себя в изменившейся обстановке.

Вникните в работу

Первые 1-2 недели пусть ваши подчиненные работают, как и прежде, а вы наблюдайте за их работой уже с высоты вашего нового статуса. Этого срока хватит, чтобы увидеть, какие есть особенности в работе отдела, как можно улучшить организацию работы, кто из подчиненных лоялен, а кто нет. Изучите внутренние документы, локальные нормативные акты, регламенты, которые теперь вас касаются, а ранее были вам неинтересны. Постарайтесь вникнуть в бизнес-процессы, нарисуйте для себя схемы взаимодействия с другими отделами. Постарайтесь определить слабые места.

Осознайте ваши новые функции

Теперь ваша главная задача – управлять отделом, то есть устанавливать правила, по которым будет работать ваше подразделение, распределять задания, ставить задачи, контролировать выполнение,
а также формировать психологический климат, подбирать и увольнять персонал, обучать подчиненных. Вы должны обеспечивать подчиненных ресурсами и нести ответственность за работу всего отдела и достижение целей, которые стоят перед вашим подразделением.

Наведите порядок в документах

В случае если после вашего предшественника остались неразобранные документы, разберите их в первые же дни. Попросите подчиненных помочь вам. Ничто так не угнетает, как горы чужих бумаг непонятного назначения.

Пообщайтесь с подчиненными

Постарайтесь поговорить с каждым из подчиненных за эти две недели. Вам нужно понять, как они смотрят на сложившуюся ситуацию, оцените их готовность к работе, желание что-то улучшать. Наблюдайте за их поведением, чтобы разобраться в групповой динамике, которая, возможно, не была вам видна
с места подчиненного.

Установите свои правила

После того, как первые две недели прошли, вам нужно установить правила работы под вашим началом. Соберите совещание (и в дальнейшем собирайте их регулярно). Что нужно обсудить на этом совещании? Расскажите, какие цели стоят перед отделом и как вы видите вашу совместную работу над их достижением, какие хотели бы ввести новшества, а что останется по-старому, что и как подчиненные должны с вами согласовывать, а когда могут действовать самостоятельно.

Определитесь, кто должен покинуть команду

После совещания поговорите с каждым подчиненным. Лояльных похвалите за хорошую работу. Тем, кто проявил за этот период непокорность и не желает признать в вас руководителя, можно сказать так: «Мария Ивановна, я вижу, что я не нравлюсь Вам как руководитель, не так хорошо управляю, не те указания даю. Если я Вам не нравлюсь, я не против, чтобы Вы поискали кого-нибудь получше». Такой разговор дисциплинирует. Если не помогло, готовьтесь к расставанию. Ведь вам важно сохранить психологическое здоровье, а этого не сделать, если постоянно бороться с непослушным подчиненным. Расставаться придется быстро, не затягивая, не позднее первого месяца. Ведь одно гнилое яблоко может испортить всю тарелку. Один антилидер может настроить против вас всех подчиненных.

Таким образом, по итогам первого месяца вы должны осознать свои функции и донести до коллег, как теперь будет организована работа отдела, а также убрать с дороги подчиненных, которые не готовы воспринимать вас как руководителя.

Успехов в работе!

Источник: e-mba.ru