По поводу индексации заработной платы
Вопрос о порядке индексации заработной платы в коммерческом секторе вызывает много споров из-за нечеткого регулирования. При этом даже надзорные органы и суды в одних и тех же ситуациях могут принимать противоречивые решения.
Согласно ст. 134 проведение индексации заработной платы является не правом, а обязанностью любого работодателя независимо от его организационно-правовой формы, также считают и проверяющие органы, и суды (например, Письмо Минтруда России от 26.12.2017 N 14-3/В-1135, Определение ВС РФ от 08.04.2019 по делу N 89-КГ18-14, Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1269-О).
По мнению представителей Роструда
Если по итогам календарного года, в течение которого Росстат фиксировал рост потребительских цен, а индексация заработной платы не проведена, работодатель подлежит привлечению к установленной законом ответственности вне зависимости от того, был им принят соответствующий локальный акт или нет.
Одновременно надзорные или судебные органы обязаны понудить его к устранению допущенного нарушения трудового законодательства, как в части проведения индексации, так и в части принятия локального акта, если таковой отсутствует (см., например, Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 3 квартал 2017 г. (утв. Рострудом).
Порядок проведения индексации в коммерческом секторе (периодичность, размер, условия) должен быть отражен в ЛНА работодателя (коллективном договоре, соглашении).
Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере. Трудовой кодекс не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности - например, может быть признано законным непроведение индексации в конкретном периоде при недостижении экономических показателей (см., например, Определение ВС РФ от 24.04.2017 N 18-КГ17-10).
При этом, независимо от того, какой порядок прописан в ЛНА работодателя и прописан ли такой порядок, позиция надзорных органов состоит в том, что в любом случае индексация заработной платы работников должна проводиться регулярно (https://онлайнинспекция.рф/questions/view/89514). Также представители Роструда указали, что "государственная инспекция труда вправе обязать работодателя принять в случае его отсутствия локальный нормативный акт об индексации заработной платы в организации, однако не может установить обязательные для работодателя порядок и сроки индексации, поскольку данные условия отнесены трудовым законодательством к компетенции работодателя, за исключением случаев, если порядок индексации установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, распространяющим свое действие на организацию." (https://онлайнинспекция.рф/questions/view/31587).
Депутаты предпринимали попытки обязать работодателей к ежегодной индексации - законопроекты об этом неоднократно вносились в Госдуму (например, законопроект N 1055983-6), однако не были приняты. Поэтому периодичность проведения индексации устанавливается ЛНА, т.к. другого ответа на этот вопрос в законе нет. Нет единого мнения и среди представителей ГИТ.
Например, на сайте "Онлайнинспекция.рф", отвечая на один вопрос: "Если установить в локальных документах индексацию один раз в 3, 5 или 10 лет, будет ли это нарушением?", представители Роструда указали: "Индексацию заработной платы следует проводить не реже чем один раз в год". В другом вопросе: "В случае отсутствия прямой законодательной нормы возможно ли установить периодичность 1 раз в 3 года?", ответ экспертов был однозначным: "Да, можно". В то же время еще в одной консультации представителями Роструда было указано: "Трудовое законодательство не содержит положений, обязывающих работодателя, не финансируемого за счет бюджета, индексировать заработную плату ежегодно." (https://онлайнинспекция.рф/questions/view/65062).
По поводу размера индексации представители Роструда указали, что Работодателям, не финансируемым из бюджета, законодателем предоставлено право самостоятельно, с учетом мнения представительного органа работников, устанавливать размер индексации заработной платы в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (https://онлайнинспекция.рф/questions/view/65062, https://онлайнинспекция.рф/questions/viewFaq/315).
Таким образом, пробельными оказались все нюансы процедуры индексации оплаты труда: порядок, размер, периодичность выплат и т.п. При отсутствии регламентации перечисленных вопросов многие работодатели, вообще упускают из вида необходимость пересмотра заработной платы с учетом роста цен на товары и услуги.
Но, учитывая текущую практику и позиции надзорных органов, полагаем рискованно не указывать вообще ничего в локальных актах об индексации или устанавливать периодичность индексации реже одного раза в два-три года.
Обратите внимание
еще есть судебная практика, о том, что индексация - не единственный способ обеспечения работодателем повышения уровня реального содержания зарплаты. Вместо того чтобы проводить индексацию, работодатель вправе периодически увеличивать зарплату, в частности путем повышения должностных окладов, выплаты премий. Но такой способ обеспечения работодателем повышения уровня реального содержания зарплаты лучше с учетом профсоюза закрепить в ЛНА (см., например, см. п. 10 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2017), Определение КС РФ от 08.04.2019 по делу N 89-КГ18-14, https://онлайнинспекция.рф/questions/view/65965).
Поделиться публикацией

Читать другие статьи на тему трудовых отношений

Нажимайте на кнопку и читайте еще больше статей на тему трудовых отношений