Вправе ли ГИТ привлечь работодателя за необоснованное привлечение работника к дисциплинарной ответственности
Вправе ли инспекция труда привлечь работодателя к административной ответственности за необоснованное привлечение работника к дисциплинарной ответственности?
На практике столкнулись с ситуацией, когда работник успешно обжаловал в суде наложенное на него дисциплинарное взыскание и обратился с этим судебным решением в ГИТ. Инспекция труда вынесла постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и организации, и ее руководителя со ссылкой на нарушение ст. 192 ТК РФ.
Разберемся, на сколько правомерны действия инспектора.
В судебной практике мы обнаружили примеры, когда суд считал неправомерным привлечение работодателя и (или) руководителя организации к административной ответственности за необоснованное наложение на работника дисциплинарного взыскания (при отсутствии со стороны работодателя нарушений порядка привлечения к ответственности), которое было обжаловано работником в суде и по которому уже вынесено решение суда.
В этих делах суды ссылались на то, что обстоятельства привлечения к административной ответственности носят характер индивидуального трудового спора, и их оценка проведена в рамках рассмотрения индивидуального трудового спора в порядке гражданского судопроизводства, при этом государственная инспекция труда не является органом, разрешающим трудовые споры.
В такой ситуации суды прекращали производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения (см., например, Решения Смоленского областного суда от 20.02.2018 по делу N 21-74/2018; Свердловского областного суда от 18.12.2019 по делу N 72-1553/2019; Верховного суда Республики Тыва от 21.02.2018 по делу N 21-19/2018; Магаданского областного суда от 06.05.2019 по делу N 12-78/2019, 7-25/2019).
Имеется также позиция Верховного Суда РФ, согласно которой трудовая инспекция не вправе привлекать работодателя к административной ответственности за неправильное применение дисциплинарного взыскания, поскольку, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить (см. Постановления Верховного Суда РФ от 03.03.2017 N 18-АД17-6; от 18.01.2019 по делу N 19-АД18-32).
Конечно, в аналогичных судебных делах тот или иной судья может занять совершенно противоположную позицию и вынести решение в пользу инспекции труда. Тем не менее, как мы видим из практики, по таким спорам прослеживается тенденция решений в пользу работодателей.