Исполнение обязанностей - ИО или ВРИО?
Как лучше оформить
Ситуация у клиента: небольшая фирма, увольняется генеральный директор, учредитель пока нового не нашел. Звонит мне и говорит: «Ведь не может быть фирма без директора, в налоговой будут проблемы. Давайте, назначим пока главного бухгалтера ВРИО Гендиректора? Помогите оформить – какие нужны документы». Бывали ли у вас такие ситуации, когда начальство предлагает назначить ИО, ВРИО по какой-то должности?
Но, если обратимся к ТК РФ, - не видим упоминания о таких правовых конструкциях. Поэтому клиентам не рекомендую пользоваться такими понятиями. А как же быть?

Вариантов может быть, на мой взгляд, несколько:

Поручение дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ)
Предположим - в порядке исполнения обязанностей отсутствующего работника. Можем ли мы применить этот вариант при увольнении директора? На мой взгляд, нет, - ведь это исполнение обязанностей именно отсутствующего работника, а в данном случае работника нет, и ставка вакантна. Это вариант для ситуации, когда директор в отпуске или в командировке.

Но и в случае временного отсутствия директора главбух не станет "ИО директора". Ведь мы лишь поручаем человеку некоторую работу в дополнение к его основной, поэтому должность у него остается прежней.

А если поручим дополнительную работу в порядке совмещения? Да, совмещение возможно для выполнения работы по вакантной должности, но, на мой взгляд, в случае с гендиректором будут сложности в подачи сведений в налоговую инспекцию
Временный перевод работника на вакантную должность. Казалось бы, неплохой вариант
Главбух временно переводится на должность директора, теперь он полноценный директор, только срок перевода ограничен. Но теперь проблема в том, что он не выполняет обязанности главного бухгалтера, ведь он переведен на другую должность. Получается надо принять на должность главбуха другого человека - но тоже сложно найти работника быстро на эту должность.

Либо можно оформить совместительство для работы главбухом, либо совмещение (ведь теперь должность главбуха вакантна). Правда, выглядит все это трудоемко с точки зрения кадровых документов. Ещё вариант - издать приказ, что директор сам ведет бухгалтерский учет, для не большой компании — это тоже вариант.
И, наконец, оформление главного бухгалтера генеральным директором по совместительству. На мой взгляд, хороший вариант. Но, конечно, не лишенный некоторых вопросов
Во- первых, надо будет оформить полностью прием на работу – трудовой договор, приказ, личную карточку, в общем, все как обычно. И не забыть о решении учредителей о назначении исполнительного органа! Во- вторых, строго говоря, главбух будет выполнять обязанности директора не только в свободное от обычной работы время, но и в течение своего рабочего дня, как главбуха, это очевидно. Может быть, в связи с этим, имеет смысл перевести его по должности главбуха на полставки, а полставки он будет занимать, как директор? Но в целом, данный вариант нравится мне более всего)) А вам?
И еще один беспокоящий меня вопрос - это ведь придется обучить этого временного директора (какой бы ни был выбран вариант) по охране труда, пожарному минимуму, ГО и ЧС, а это для бизнеса дополнительные затраты…
Расскажите, как у вас оформляют исполнение обязанностей при отсутствии гендиректора или временных работников на эту должность?

Читать другие статьи на тему трудовых отношений

Нажимайте на кнопку и читайте еще больше статей на тему трудовых отношений