Учет рабочего времени по тахографу
Некоторые работодатели делают привязку рабочего времени водителя к тахографу, и оплату заработной платы соответственно исчисляют тоже, привязывая это по пробегу и по времени в пути с тахографом. Правильно ли это? Тахограф должен помогать соблюдать время работы и время отдыха водителя, но никак не наоборот! Есть по этому поводу нормы закона и судебная практика?
При заполнении табеля на водителя нужно использовать данные тахографа и путевых листов.
Общие требования к учету рабочего времени каждого работника установлены ч. 4 ст. 91 ТК РФ. В отношении режима труда отдельных категорий водителей работодатель обеспечивает дополнительный контроль с помощью специальных технических средств – тахографов (п. 14 Технического регламента, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, приказ Минтранса от 13.02.2013 № 36). Оснащать автомобиль такими средствами контроля обязаны все работодатели, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов. Тахограф фиксирует время движения и стоянки транспортного средства.
Однако согласно пункту 15 Положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15, в рабочее время водителя входит не только время непосредственного управления автомобилем, но и периоды медосмотров, специальных перерывов для отдыха и т.д.
Поэтому при заполнении табеля нужно использовать не только показания тахографа, но и данные путевых листов (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.11.2019 N Ф07-14251/2019 по делу N А13-20166/2018, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.06.2019 N Ф09-5221/18 по делу N А60-66619/2017, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.08.2019 N Ф09-6215/18 по делу N А60-1386/2018). Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152.

Поэтому, на наш взгляд, возможно использование показателей тахографа для учета рабочего времени (это нужно закрепить в ЛНА), но такой учет может быть некорректным (см., например, информацию на сайте Онлайнинспекция.рф : https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/questions/view/107576 ). Это может нести риск споров с работниками и контролирующими органами.

В связи с этим рекомендуем вести учет рабочего времени и времени отдыха водителей (не зависимо от использования показаний тахографа) с учетом данных, отраженных в путевых листах..

Нужно учесть, что контролируют режим труда и отдыха водителя по тахографу представители уполномоченных органов. Если прибор зафиксирует превышение закреплённого нормативами интервала вождения, и это превышение будет существенным — штрафные санкции практически неизбежны.
Поделиться публикацией

Читать другие статьи на тему трудовых отношений

Нажимайте на кнопку и читайте еще больше статей на тему трудовых отношений