Как и куда обжаловать проверки ГИТ
Не всегда проверки ГИТ заканчиваются так, как хотелось. И тогда организации задаются вопросами: "Как обжаловать результаты проверки? Можно ли обжаловать только постановления, и не обжаловать акт? Куда обжаловать и в какие сроки акт и постановление? Имеет ли смысл обжаловать акт или сразу постановление? Как обжаловать предписание?"
Возможно эта информация будет полезна юристам ваших организаций, ведь именно они занимаются судебным обжалованием))
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30. 1, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).
Обжалование предписаний осуществляется в порядке административного судопроизводства по правилам главы 22 КАС РФ (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 01.06.2017 № 74-КГ17-6, Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 75-КГ16-14).
Согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ предписание инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Поскольку положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписания государственной инспекции труда, то общий срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, в данном случае применению не подлежит (Кассационные определения Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.06.2020 N 88а-13925/2020; Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2020 N 88а-17190/2020).

Исходя из ч. 2 ст. 22 КАС РФ, административное исковое заявление подается в суд по месту проведения проверки. В судебной практике обнаружено несколько примеров, когда этот суд возвращал жалобы на предписания ГИТ в г. Москве, ссылаясь на неподсудность дела Нагатинскому районному суду г. Москвы. Суд отмечает, что правовое значение при определении подсудности имеет не место нахождения административного ответчика, а место проведения проверки и устранения выявленных недостатков, т.е. территория на которой возникнут правовые последствия оспариваемого административным истцом предписания. То есть суд смотрит на адрес, по которому инспектор осуществлял проверку соблюдения трудового законодательства в отношении юридического лица и проверяет, относится ли этот адрес к территориальной юрисдикции суда (см. Апелляционные определения Московского городского суда от 24.01.2020 по делу N 33а-392/2020; от 20.11.2019 по делу N 33а-7665/2019).

В другом деле суд указал на то, что при определении подсудности заявленных требований само по себе место нахождения административного ответчика правового значения не имеет, поскольку полномочия ГИТ в г. Москве распространяются на всю территорию г. Москвы, следовательно, на основании ч. 2 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого исполняется оспариваемое предписание (Определение Московского городского суда от 01.07.2019 N 4га-651/2019).
Юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки, предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений (ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Важно отметить
Что ни Федеральный закон № 294-ФЗ, ни процессуальное законодательство прямо не закрепляют норму, предоставляющую возможность судебного обжалования акта проверки. На наш взгляд, это связано с тем, что такой акт следует рассматривать как носитель информации в отношении результатов проверки, который не содержит императивных требований, указаний на необходимость осуществления каких-либо действий проверяемым субъектом. Однако на практике субъекты предпринимательства активно обжалуют акт проверки как отдельно, так и совместно с вынесенным предписанием об устранении нарушений (Апелляционные определения Московского городского суда от 06.12.2018 по делу N 33а-9435/2018; Волгоградского областного суда от 19.03.2014 по делу N 33-2894/2014).

В связи с этим, а также в силу того, что (а) акт проверки наряду с протоколом об административном правонарушении является одним из доказательств контролирующих органов, (б) при рассмотрении дел по обжалованию предписания или постановления в отрыве от акта суды нередко обращают внимание на то, обжаловался ли сам акт, отменен ли он или признан недействительным (Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 11.01.2017 по делу N 33-160/2017),
на наш взгляд, при обжаловании результатов проверки наиболее рациональным является следующий алгоритм действий:
  • представить в ГИТ возражения на акт проверки в письменной форме;
  • при вынесении предписания или постановления: обжаловать соответствующий документ совместно с актом проверки, представив при этом в суд также доказательства подачи возражений на акт с результатами рассмотрения этих возражений.
И еще важный момент!
Обратите внимание, с 01.07. 2021 г. вступает в силу норма, согласно которой судебное обжалование решений надзорного органа, возможно только после их досудебного обжалования. Это означает, что обратиться в суд можно будет только после направления жалобы руководителю ГИТ или в Роструд России - см. Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 N 663.

Читать другие статьи на тему трудовых отношений

Нажимайте на кнопку и читайте еще больше статей на тему трудовых отношений