Интересные судебные решения по трудовым отношениям с водителями
Делюсь с вами судебной практикой - несколько дел по этой теме из нашей подборки.Есть дела по типовым ошибкам, которые часто встречаю при аудитах, а есть новенькие.
1. Взыскание ущерба за автомобиль как средство для исполнения трудовых обязанностей не правомерно
Действие договора о полной материальной ответственности распространяется исключительно на вверенные ответчику в качестве водителя-экспедитора для перевозки ценности. Автомобиль, на котором ответчик осуществлял свою трудовую функцию, являлся не перевозимой материальной ценностью, а техническим средством, обуславливающим возможность исполнения работником своих трудовых обязанностей. Поэтому возмещение ущерба в полном объеме на том основании, что с работником был заключен договор о полной материальной ответственности как с водителем-экспедитором, является недопустимым (Определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09 июня 2021 г. по делу N 8Г-10971/2021[88-12203/2021]).

Уже столько раз обсуждали этот вопрос на вебинарах, а все равно постоянно у клиентов встречаю попытки взыскать с водителей ущерб при ДТП в силу договора о материальной ответственности. Есть, конечно, один момент при котором действительно можно взыскать - его обсудим на вебинаре.
2. В рабочее время водителя включается время предрейсовых и послерейсовых медосмотров
В рабочее время водителя включается не только время управления автомобилем, но и время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно (Определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июля 2021 г. по делу N 8Г-10932/2021[88-11759/2021]).

Поэтому если водитель у вас работает с 08:00 - не надо устраивать ему медосмотр в 7:50 с тем, чтобы он выехал уже в 8 часов на линию!)) В 08:00 он как раз должен только прийти на медосмотр. Ошибка типовая, встречаю постоянно....
3. Законодательство не предусматривает проведение медосмотра дистанционно
Действующий порядок проведения медосмотров предполагает непосредственное взаимодействие медицинского работника с водителем и не предусматривает дистанционного проведения медицинского осмотра водителя с проставлением в путевом листе подписи медицинского работника в электронном виде (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 июля 2021 г. по делу N 16-2986/2021).

А вот это что-то новенькое! Раз всё теперь стараются делать онлайн, то и медосмотр решили проводить для водителей дистанционно)) Нет, не получится - все-таки медработник должен водителя увидеть, чтобы подтвердить, что он может сегодня водить машину!
4. Установка системы видеонаблюдения в общественном транспорте не является изменением условий трудового договора работника-водителя
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции.
Установка системы видеонаблюдения в трамвае не является изменением определенных сторонами условий трудового договора, так как направлена не на видеонаблюдение за работником, а связана с обеспечением транспортной безопасности, в силу чего также не является и источником получения персональных данных работника по смыслу (Апелляционное определение СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 15 марта 2021 г. по делу N 33-754/2021).

И опять же новые тенденции - видеонаблюдение, повышенные меры безопасности, не все сразу понятно в этих вопросах, и судам приходится разбираться.

Читать другие статьи на тему трудовых отношений

Нажимайте на кнопку и читайте еще больше статей на тему трудовых отношений